Юрий Колкер: Из тематических передач русской службы Би-Би-Си в Лондоне/ Радиожурнал русской службы Би-Би-Си Парадигма №17, 7 июля 1992

Юрий Колкер

ПИВОВАРНЯ ТУТАНХАМОНА

ИЗ РАДИОЖУРНАЛА ПАРАДИГМА №17
РУССКОЙ СЛУЖБЫ БИ-БИ-СИ В ЛОНДОНЕ, 1990-1999

СОСТАВИТЕЛЬ, РЕДАКТОР И ВЕДУЩИЙ ЮРИЙ КОЛКЕР

(7 июля 1992)

Кембриджская экспедиция по всем правилам науки раскапывает древнюю столицу царя-бунтовщика Эхнатона — Ахетатон, находящийся неподалеку от теперешней эль-Амарны. Здесь и обнаружена пивоварня Эхнатона, причем она же одновременно служила и пекарней. По словам ученых, ими раскопаны хлебные формы и пивные чаны с пересохшими зернами злаков и следами пива. Эти остатки материальной культуры, вместе с подробными стенными росписями и культовыми изделиями храмов, свидетельствуют о том, что пиво играло немаловажную роль в древнеегипетском обществе. Не исключено, что оно использовалось и в различного рода ритуалах. Ибо пивоварня раскопана в углу одного из храмов, где совершала жертвоприношения жена Эхнатона, царица Нефертити.

Как же древние египтяне варили свое пиво? Рассказывает доктор Кемп:

Основной способ приготовления пива сводился к следующему: приготовляли хлеб особого типа, служивший закваской, и клали его под пресс. Иначе говоря, пиво делали из хлеба. Однако сейчас мы заняты выяснением вопроса, был ли это единственный путь — или же египтянам был известен и более современный способ: проращивание зерен злаковых с приготовлением солода, что позволяет обойтись без хлеба в качестве промежуточного продукта. На эту мысль наводит тот факт, что у египтян, как и у многих современных народов, имелось по крайней мере два слова для обозначения пива. Затем, пока что мы не знаем, пользовались ли древние какими-либо вкусовыми или ароматическими приправами. Как известно, в настоящее время к пиву, для придания ему горьковатого вкуса, добавляют хмель.

Доктор Кемп отмечает, что современная археологическая техника сделала громадный шаг вперед. Предыдущее поколение археологов не могло бы надеяться выделить тонкие органические примеси в трехтысячелетнем пивном осадке. Сейчас эта задача представляется по крайней мере в принципе разрешимой. Исследование археологического объекта, говорит Кемп, часто означает его уничтожение, причем вместе с объектом погибает и та информация, которую ученые не сумели из него извлечь.

Но эти чисто научные изыскания археологов могут иметь и весьма непосредственный интерес и для людей, далеких от науки. Пивоваренная компания Scottish & Newcastle Brewers не на шутку заинтересовалась работой кембриджских специалистов и собирается опробовать их рецепт, как только он будет окончательно установлен. Она уже засеяла пивным злаком древних египтян — эммером, или культурной двузернянкой, — экспериментальные поля в Шотландии и неподалеку от Кембриджа. Злак этот очень редок и выращивается сейчас лишь в немногих уголках земли. Ученые и пивовары надеются, что попробовать пиво фараонов удастся уже к концу этого года. Предсказать его вкус они не берутся до выяснения вопроса о приправах, бывших в ходу три тысячи триста пятьдесят лет назад. Возможно, пиво окажется горьким, но не исключено, что и кислым или сладковатым.

Однако гастрономическое любопытство и коммерческий интерес являются, конечно, побочными в работе ученых. Их цель — лучше уяснить себе стиль жизни древних египтян. Не подлежит сомнению, что злаковые составляли основу рациона людей уже в столь отдаленные времена. Причем и пиво, приготовляемое на основе злаков, тоже не было лишь средством увеселения или культовым символом, но естественным образом дополняло трапезу как бедных, так и богатых представителей этого великого племени. Вспомним, что до появления в Англии чая все жители британских островов, от мала до велика, начинали свой день пинтой пива.

4 июля 1992,
Боремвуд, Хартфордшир;
помещено в сеть 27 декабря 2013

радиожурнал ПАРАДИГМА №17 на волнах РУССКОЙ СЛУЖБЫ БИ-БИ-СИ, Лондон, 7 июля 1992