Видели бумажный фунт стерлингов? А между тем он есть, только в Англии хождения не имеет; имеет — в Шотландии. Стоимость его (та же, что и у монеты с латинской надписью по ободку) определена Английским банком, из чего мы сразу заключаем, что Шотландия — колония Англии (хотя основан банк шотландцем Уильямом Патерсоном). Другие шотландские купюры имеют хождение в Англии, но встречаются редко. Кто сейчас платит наличными?
— Когда Шотландия станет независимой, Англия избавится от угрюмого постояльца и обретет приветливого соседа, — говорит этот человек. Зовут его Алекс Самонд (Salmond), он — первый министр шотландского собрания, глава Шотландской национальной партии (ШНП), получившей в этом собрании большинство после полувекового преобладания лейбористов. Сейчас, завтра — кончится давний гнет, и древняя страна пиктов, не пустившая к себе римлян, обретет, наконец, свободу. «О, цвет Шотландии, когда мы увидим подобных вам, отразивших спесивую армию Эдуарда — и отправивших его восвояси, чтоб он подумал на досуге...», — так примерно звучит заунывная эстрадная песенка, ставшая шотландским гимном. При ее звуках я непременно встаю. Какой же честный человек не чувствует себя шотландцем?
Алекс Самонд остроумен и практичен. Он допускает, что ШНП, стоящая за независимость Шотландии, может проиграть референдум, но не говорит шотландцам: «Паситесь, мирные народы...», нет, он говорит англичанам: вам не мешало бы вернуть свою английскую физиономию, утраченную не в пример больше шотландской, и — обрести независимость. Ситуация знакомая. В СССР у каждой «республики» был свой парламент, а у России — не было. Понятно, что Россия должна была бороться за независимость. Так и тут: в Шотландии (и теперь даже в Уэльсе) есть собрание, а в Англии — нету.
Но и трудность тут похожая. Дело в том, что Шотландия — страна независимая. Лишь в конце XIII века, в 1295 году, в смутное время, она была захвачена Англией — и всего на 12 лет. В 1307 году Эдуард I умер, инициатива перешла к шотландцам, и победа осталась за ними. Войны случались и позже, шли с переменным успехом, чаще всего носили характер пограничных споров — вроде: чей Бервик, ваш или наш? От мысли присоединить Шотландию Лондон отказался. В ходе Столетней войны Шотландия — союзница Франции; не случайно и королевская фамилия Стюарт пишется на французский лад: Stuart (была переделана; сперва писалась правильно: Stewart). А дальше — известно: уния под шотландской короной. В 1603 году Яков VI Шотландский, сын Марии Стюарт, становится Яковом I Английским. Возникает Британия: союз нерушимый монархий свободных. Свободных и равноправных. Но политическое преобладание следует за экономическим. Англия богаче и многолюдней, вот всё и съезжает постепенно на юг.
Принц Чарльз, восходя на престол, становится королем Карлом. Это мы проходили и кое-как уразумели. Что принц Джеймс становится королем Яковом, уразуметь трудней. Но так уж язык устроен. По-испански Яков прямо в Хаиме (Jaime) превращается; была парочка таких королей в Арагоне. Однако по-английски есть и другое написание этого имени: Джек; имя по происхождению французское, по употреблению — простонародное и чуть-чуть пренебрежительное. Вот оно-то и подошло для обозначения флага Великобритании, известного как юнион-джек, союзный Джек, — естественно, в честь Якова I и династической унии Англии и Шотландии под короной Стюартов.
Правильно изобразить этот флаг не может ни один иностранец (и многие британцы). Возник он в 1606 году (когда Шекспир, в угоду Якову, написал Макбéта, всё переврав: Макбéт был приличным королем). Соединяет флаг три креста: английский, святого Георгия (прямой, красный, на белом фоне); шотландский, святого Андрея (косой, белый, на синем фоне); и ирландский, святого Патрикия (косой, красный, на белом фоне). Геральдическое правило, напрочь запрещающее красное на синем, искусно соблюдено. Два главных креста вписаны в полотно так, что не скажешь, какой главенствует. А графический подвох состоит в том, что третий крест, ирландский, разорван, линии после центра не продолжают одна другую, идут параллельно.
Со святым Георгием имеется трудность: он — не более историчен, чем зарезанный им ящер. Не раз поднимался вопрос о том, чтобы национальным патроном объявить святого Альбана, похороненного в городе Сент-Олбансе. Поднимался — и тут же опускался. Против символа не попрешь. Он вошел в плоть и кровь английской истории.
Название — от замка Скон (20 км на запад от шотландского города Данди). Другое его название: Камень судьбы. Глыба песчаника, размеры 66 * 41 * 28, вес 152 кг. Ничего особенного, кроме легенды. Она гласит, что библейский патриарх Иаков использовал камень в качестве подушки в Вефиле (см. Быт., 35; жил Иаков, по осторожной прикидке, в XV веке до Христа). В Шотландию камень прибыл будто бы около 700 года, через Египет, Сицилию, Испанию и Ирландию. Чепуха, но интересно. (По другой версии, камень — местный; из каменоломни в Обане.) Святой Патрикий (390-460), патрон Ирландии, благословил Камень и предрек: где он лежит, там царствуют потомки Эрка. Кто сей? Король Далриады. Было такое крохотное королевство, частью в северо-восточной Ирландии, частью на Гебридах и в Шотландии. Возникло в V веке, населено было ирландцами (их-то и называли скóти; отсюда — Шотландия). Примерно в 840 году Кеннет I Мак-Аплин (36-й король Далриады, потомок Эрка) подчинил пиктов; возникла Шотландия. Короновался он на Камне, без этого обряд неполноценен; и — переправил Камень из Ирландии в Шотландию. В 1296 году Эдуард I Английский (тот, что захватил Шотландию на 12 лет) увез этот символ шотландской независимости в Вестминстерское аббатство. По мирному договору 1328 года Камень полагалось вернуть, но коварные англичане его удержали. Камень лежит под сиденьем парадного трона английских королей. Яков I, шотландец, потомок Эрка, короновался в Лондоне в 1603 году по всем правилам: с Камнем под попой. В 1950 году Камень пропал; его украли шотландские националисты. Найден был — в Шотландии, в аббатстве города Арброта (20 км на восток от Данди), через четыре месяца: срок как раз подходящий, чтобы сделать неотличимую копию, взяв материал в Обане. Елизавета Царствующая, тоже из потомков Экра, короновалась в 1952 году с Камнем, но не с поддельным ли? Этого никто не знает. Или знают немногие. В ноябре 1996 года Камень возвращен в Шотландию.
У Елизаветы был еще один важный предок: Сердик (умер в 534 году), король Уэссекса, по некоторым признакам — первый англичанин; из англов. В 520 году он был бит королем Артуром при горе Бадон (последняя победа местных жителей над пришельцами), но гору эту так и не нашли, а насчет Артура сомневаются: был ли он при Бадоне и был ли он королем. Только пятеро английских королей, все — варяги, включая Гийома-Завоевателя и Канута, не происходили от Сердика.
— В Шотландии никто не любит Англию больше меня, — говорит вождь ШНП Алекс Самонд. Свою фамилию он считает гугенотской, своих французских предков не отрицает. — Я многое люблю у англичан: их богатейшую литературу, их сдержанность, их приверженность демократии (с оговорками). Жаль только, что они себя подрастеряли...
Как Самонд представляет себе независимость Шотландии? Соберитесь с духом: в составе Соединенного Королевства. Престранный ход мысли! Уберите слово королевство — и дело в шляпе. Сегодня в Лондоне провозглашают республику — завтра Шотландия получает кресло в ООН без каких-либо формальностей (по советской схеме — могла бы и сейчас требовать). Она связана с Англией только короной. Одновременно в ООН получают кресла Ольстер и остров Мэн, но не Уэльс. Отчего Самонд — не республиканец, а роялист? Оттого, что — реалист. Скорее Бирнамский лес пойдет на Дунсинан, чем британцы откажутся от монархии. В самые республиканские времена ни одно из лейбористских правительств не смело урезать бюджет Букингемского дворца, не то что заикнуться о республике. Спасибо Сердику. Каждый британец знает: «монархия — это я».
Самонд убежден: для шотландской независимости нужна одна единственная вещь: английский парламент.
— Каждый парламент будет заниматься своими делами. С чего бы это начальственному шотландцу (намек на Гордона Брауна) решать вопросы образования и здравоохранения англичан? Мы все разделим по справедливости, включая долги. Англия может удержать все свои трайденты. На свою долю от них мы создадим превосходную шотландскую армию. В качестве денежной единицы возьмем евро. Есть мнение, что шотландцы во многом определили лицо сегодняшнего мира; не странно ли подозревать их в неспособности к самоуправлению? Наша доля нефти в Северном море сделает нас третьими по благосостоянию в Европе, шестыми — в мире. Мы будем прекрасно взаимодействовать с Англией на условиях равенства...
Равенство? Его нет на свете — ни в любви, ни в дружбе, ни в политике. Шотландцев в десять раз меньше, чем англичан; всегда было в десять раз меньше. Сделали они в культурном отношении много, тут Самонд прав. Паровоз изобретен шотландцем Уаттом, телефон — шотландцем по рождению Беллом. Вальтер Скотт, Адам Смит, Джон-Стюарт Милль, Р.-Л. Стивенсон, Ливингстон, Юм, Гладстон, Бёрнс, Макферсон, Максвелл (физик), Кельвин — были шотландцами. В России Шотландия представлена соратником Петра Патриком Гордоном, Барклаем-де-Толли и, хм, Лермонтовым, предположительно — потомком шотландского поэта Томаса Лермонта. Всё верно, но с оговоркой: по некоторым признакам, трамплином этому крошечному народу послужила Великобритания.
31 декабря 2007, Лондон
помещено на сайт 18 февраля 2008
газета ДЕЛО (СПб), 11 февраля 2008, с искажениями